МБОУ СОШ № 4 ОЦ дошкольное отделение       

 

 

Читаем вместе с ребенком

 

 

Какие книги интересны детям младшего дошкольного возраста 3-4 лет, и почему?

 

К трем годам ребенок осваивает назначение предметов. Ему нравится экспериментировать с предметами, переиначивать предметы, использовать предмет непременно не по назначению.  Ребенок видит через игру, он живет в игре, где невозможное  - возможно. Поэтому малышу будут интересны тексты, в которых мир представлен наоборот, шиворот – навыворот (небылицы, перевертыши).

Младший дошкольник пытливый «Почемучка» – испытывает потребность в познавательном общении со взрослыми, поэтому важно читать ему рассказы о природе, сказки – не сказки, научно-художественные очерки, статьи их детских энциклопедий.

Дошкольник старается понять нормы поведения взрослых. Его возможности понимания социального мира ограничены, осознание нормы поведения лучше приходит в ситуации явного неё нарушения. Вместе с ребенком нужно читать тексты, в которых действуют полярные герои «плохой-хороший», но мотивы их поступков обнажены.

Ребенку трудно воспринять текст без некоторого наглядного образа в виде иллюстраций.

 

Примерный список литературных текстов для детей 3-4 лет.

 

Какие книги интересны детям младшего дошкольного возраста 4 - 5 лет, и почему?

 

Ребенок хочет «быть как взрослый», но в реальности этого быть не может, поэтому ему интересны герои – дети, но очень самостоятельные (дядя Федор, Бибигон).

У детей 4 лет возникает потребность в достоверных научных знаниях,  желание разобраться что, как устроено, делает интересным для ребенка энциклопедии и литературу, где мир представлен с научно-художественной точки зрения (Е. Чарушин, В. Скрябитский, М.Пришвин, В. Бианки, Д.Н.Мамин – Сибиряк).

Ребенок  - деятель, потребность в движении очень велика, но при этом внимание ещё рассеянное, неустойчивое, поэтому детям интересны яркие, динамичные сюжеты, быстрая смена событий. Так же его заинтересует история одного героя, состоящая из серии коротких, завершенных рассказов (Чуковский, про Жаконю).

На протяжении всего дошкольного детства формируется личность ребенка, к 4 годам происходит осознание собственного «Я», ребенок часто повторяет «Я сам», поэтому детям интересны истории, которые рассказывает сам герой, т. к. ребенок отожествляет себя с ним.

Речь ребенка уже хорошо развита, ребенок сам начинает «творить слово», ему интересны тексты, где есть игра слов, экспериментирование со словом (игровые стихи, скороговорки).

Естественная деятельность для Вашего ребенка – игра. Игра – это  то, что не реальное, воображаемое, поэтому волшебные сказки, где нарушено правдоподобие, становятся актуальны («Три поросенка», «Жихарка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка»).

Ребенок активно осваивает мир социальных отношений, к 4 годам пониманию ребенка становятся доступны тексты, где есть описание борьбы противоположных (по характеру,  по мотивам поступков) героев, с обязательной победой положительного (К. Д. Ушинский, В.Осеева).

К 4 годам ребенок уже узнал, что, как действует, как правильно, как надо. Ребенок может увидеть необычное в привычном, понять комедийность ситуации, юмор (Н. Носов, В. Драгунский, Г. Остер, Э. Успенский).

У ребенка есть естественное стремление к экспериментированию, ему интересно поменять местами привычное положение вещей, поэтому ребенку интересен текст, где все наоборот (Г. Остер).

Вашему ребенку становится интересно узнать о профессиональной деятельности взрослых, ему интересно читать  о  сущности профессиональной деятельности с участием героя – ребенка (Л. Н. Толстой, С. Маршак, В. Маяковский).

Дети часто дразнятся, дают друг другу обидные прозвища, такое поведение удовлетворяет их желание показать свое превосходство  в сравнении со сверстником, это важно для становления  собственного «Я» ребенка. Поэтому детям интересны дразнилки, потешки.

Чтение книг о суперчеловеке, о супервозможностях тела и души рождает у ребенка стремление к идеалу, к совершенству (С.Михалков «Дядя Степа»).

Детские книги должны быть с яркими иллюстрациями.

 

Примерный список литературных текстов для детей 4 - 5 лет.

 

 

Какие книги интересны детям младшего дошкольного возраста 5 - 7 лет, и почему?

 

У детей этого возраста появляется интерес к миру взаимоотношений между людьми  (раннее интерес к физическому строению мира "Как это устроено?" и "Для чего это нужно?"), к моральным нормам, к культурным ценностям, принятым в обществе.     Ребенок стремится к личностному общению со взрослым. Ему важно поступать «как правильно» и важно получать одобрение взрослых.

Старший возраст это  период  становления морально-этических норм. Дети часто ябедничают друг на друга, ловят других на неправильном поведении, взрослых и сверстников. Это свидетельствует о том, что ребенок уже знает как правильно.

Ребенку интересны тексты, где представлены положительные герои - это волшебные фольклорные сказания, былины, сказания русского народа (в сборнике А.Н.Афанасьева), легенды, предания, мифы (в обработке В.Куна).

Так же хорошо знакомить детей с текстами с морально этнической темой; текстом, где есть конфликт между героями; что есть хорошо, а что плохо; что значит дружить, заботиться, быть помощником, сыном.  Хорошо подойдут сказочные повести про Жаконю, про Кузю, маленькую Бабу Ягу, маленького водяного, дядю Федора, Мери Попинс.

Познав, что есть норма, дети становятся чувствительны к её  нарушению, к нарушению соответствия гармонии жизни.  Поэтому им становятся понятны юмористические рассказы, тексты, основанные на комизме ситуаций и характеров.

Дети начинают понимать комическую гиперболу, гротеск, карикатуру.  Читайте юмористические рассказы Г. Остера, В. Драгунского, А. Лингред, сказки – повести Э. Успенского. 

Старшие дошкольники начинают задумываться о мотивах поступков, открывают, что красивый не всегда добрый (тогда как до 4 лет красивый, значит добрый). Начинают понимать, что и хороший человек может совершить плохой поступок. Детям становятся понятны характеры героев, не герои-типы «плохой-хороший», а именно скрытые мотивы поступков.  Поэтому с ними можно рассуждать о литературных сказках: «О Попе и его работнике Балде», О царе Салтане.

У старших дошкольников сильна потребность в научном объяснении мира, поэтому в вашей библиотеке должны появиться рассказы, очерки, энциклопедии, сказки-несказки, циклы рассказов о природе.

В 5  лет начинает интенсивно развиваться воображение. У детей появляется особый интерес к фантастическим текстам (Кир Булычов «Девочка из 21 века», Л. Керрол «Алиса в стране чудес»).

У детей старшего возраста устойчивое внимание, память, поэтому можно знакомить с объемными текстами и читать их на протяжении какого-то времени ("Чипполино", "Буратино").

 

Примерный список литературных текстов для детей 5 -6 лет.

 

Примерный список литературных текстов для детей 6 - 7 лет.

 

Дата последнего обновления страницы 02.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»